Показатели

Материал из О цифровизации и вообще

Сразу предупрежу, что предлагаемые мной определения и классификации могут отличаться от таковых в других статьях и изданиях. Это не случайность и из-за незнания источников.

Показателями называются недетерменированные переменные характеристики какого-то объекта управления.

Показатели разделяются на:

  1. Измеряемые показатели (или метрики).
  2. Интегральные показатели.
  3. Ключевые показатели.

Измеряемые показатели - это то, что мы можем измерить в процессе, и они должны быть:

  1. Измеримыми.
  2. Объективными.
  3. Повторимыми.
  4. Сопоставимыми.

Причем экспертная оценка также относится к измеряемым показателям, но только в тех случаях, когда можно продемонстрировать стабильность методики получения таких оценок.

Интегральные показатели - это некоторые индикаторы, показывающие эффективность процесса или его частей, которые мы не можем измерить непосредственно, но можем получить путем математических или логических операций из измеряемых показателей, коэффициентов или иных параметров, определённых для процесса. И они должны быть:

  1. Имеющими смысл.
  2. Соответствующими.

Ключевые показатели - это измеряемые или интегральные показатели (т.е. подмножество описанных выше показателей), которые могут быть использованы для принятия решений. Эти показатели должны быть:

  1. Целесообразными.

Показатели не обязаны быть количественными и могут быть качественными. "Есть/нет" - это тоже показатель.

Немного про критерии.

"Измеримость" - логичное требование для измеряемых показателей. Должны существовать измерительные инструменты и методики замеров. Однако, как ни странно, не все про это помнят когда разрабатывают систему показателей.

"Объективность" - результат измерения показателя с учетом допустимой погрешности должен соответствовать реальности и не зависеть от специфики измеряющего.

"Повторимость" - показатель может быть измерен необходимое количество раз.

"Сопоставимость" - значения показателя, измеренные в разное время должны быть сопоставимы. Например, количество выпущенных за день изделий одной номенклатуры. При этом, очень похожий показатель "Количество выпущенных за день изделий" уже не будет обладать признаком сопоставимости, поскольку изделия могут быть очень разными.

"Осмысленность" - показатель должен иметь какой-то понятный смысл. Это относится к интегральным показателям. Например, имеют смысл такие показатели как, скорость, производительность. Не имеет смысла - площадь предприятия/возраст руководителя предприятия.

"Соответствие" - показатель должен характеризовать оцениваемый объект.

"Целесообразность" - показатель должен соответствовать какой-либо цели управления.

А теперь - о ключевых показателях эффективности (КПЭ) или Key Performance indicators (KPI)), которые большинство компании используют только как источник для расчета премиальной составляющей заработной платы.

И хотя в целом предлагаемые мной в данной статье критерии и классификации не совпадают с таковыми в wikipedia, но со следующей цитатой из wikipedia я полностью согласен:

Термин «key performance indicators (KPI)» часто на русский переводят как «ключевые показатели эффективности» (КПЭ), однако это не совсем верный перевод. С переводом слов: key — ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для лица или ряда лиц; и indicator — индикатор, показатель; проблем не возникает, но слово performance невозможно однозначно перевести на русский, хотя технически это «производительность, КПД».

В ISO 9000:2008 для слова performance существуют два термина: результативность и эффективность:

  • результативность — показатель достижения запланированных результатов;
  • эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.

Слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность. Таким образом, правильным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результата деятельности», так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата.

Loading comments...