Business Process Management System (BPMS) - Система управления бизнес-процессами

Материал из О цифровизации и вообще
(перенаправлено с «BPMS»)

Эффективная практика управления бизнес-процессами предполагает два основных момента:

  • Управление моделью процесса как объектом.
  • Управление экземпляром процесса как объектом.

И хотя принято считать, что все управленческие системы (например ERP) автоматизируют бизнес-процессы, и, например, в платформе 1С даже есть специализированные объекты этого вида, тем не менее действительно полноценно указанная концепция реализуется в специализированных системах класса BPMS (Business Process Management System), которые отличаются от остальных тем, что управление процессом в них не дополнительная функция, а основная задача. И процесс (точнее его описание в формальном виде) и также экземпляр процесса являются ключевыми объектами управления.

Классическая BPMS включает:

  • Блок моделирования
  • Блок исполнения
  • Блок отчетности
  • Блок анализа

Современные BPMS системы обычно имеют блок графического моделирования процессов. Моделирование процессов в таких системах осуществляется обычно в нотации BPMN.

Блок исполнения обеспечивает работу бизнес-процесса, направляя задачи пользователям или другим автоматизированным системам (например, с 1С), и позволяет системе взаимодействовать в части ввода информации (или считывания событий) как с пользователем, так и с другими автоматизированными системами, включая возможность работы как через API, так и через интерфейсы (т.е. включает функции RPA).

Блок отчетности позволяет формировать отчетность или панели индикаторов по ходу выполнения процесса.

Блок анализа позволяет изучать как экземпляры процессов на предмет хода исполнения, так и формировать статистические отчеты по процессам в целом для выявления возможностей по оптимизации процессов.

При выборе системы необходимо обращать внимание на следующие характеристики:

  1. Удобство использования.
  2. Совместимость со сторонними приложениями.
  3. Стек технологий, требуемый для работы системы (ОС, СУБД, среды и пр.).
  4. Производительность системы (количество пользователей).