ESB
ESB (Enterprise Service Bus, Сервисная шина предприятия) — связующее программное обеспечение, обеспечивающее централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен сообщениями между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры.
Основной принцип сервисной шины — концентрация обмена сообщениями между различными системами через единую точку, в которой, при необходимости, обеспечивается транзакционный контроль, преобразование данных, сохранность сообщений. Все настройки обработки и передачи сообщений предполагаются также сконцентрированными в единой точке, и формируются в терминах служб, таким образом, при замене какой-либо информационной системы, подключённой к шине, нет необходимости в перенастройке остальных систем.
При наличии более двух автоматизированных систем (модулей, подсистем) в структуре информационной системы компании, задача контролируемого обмена информацией между ними становится весьма нетривиальной. Ситуация усугубляется, когда в системах или в составе данных происходят изменения.
Для решения задачи прозрачного обмена информацией между системами и снижения трудозатрат и финансовых затрат на перенастройку всех участвующих в обменах автоматизированных системах предназначены системы класса «Корпоративная сервисная шина данных» или «Сервисная шина данных предприятия» (имеют хождение и другие варианты перевода названия ESB – Enterprise Service Bus) и «Управление очередями сообщений» (MQ – Message Queuing).
Использование шины существенно упрощает управление потоками данных между приложениями, снижает вероятность возникновения ошибок, сокращает трудозатраты на разработку интерфейсов и их администрирование.
Приложения сервисной шины данных характеризуются следующими параметрами:
- Состав коннекторов к сторонним приложениям или технологиям и возможность создания собственных коннекторов.
- Поддержка синхронного и/или асинхронного способа вызова служб.
- Поддержка транспортных протоколов с гарантированием доставки сообщений.
- Поддержка статической и/или алгоритмической маршрутизации сообщений.
- Наличие функции обработки и преобразования сообщений.
- Механизмы контроля и управления (аудиты, протоколирование).
- Стек технологий, требуемый для работы системы (ОС, СУБД, среды и пр.).
- Производительность системы (количество сообщений в минуту, количество подключенных систем).